г. Москва, 111675, 
ул. Дмитриевского, д.7, офис 7
(495) 374-59-57
К 120-летию русского учёного А.Л.Чижевского
февраля
07

Великий учёный Вселенной

(к 120-летию русского учёного А.Л.Чижевского)


Имя Александра Чижевского, юбилей которого отмечается в январе этого года, вписано золотыми страницами в историю мировой науки. Чтобы понять роль и значение этого человека в истории, нужно не просто очень много прочитать о нём, изучить наиболее известные его труды, но и глубоко вникнуть в его судьбу, в его неравную борьбу за истину и справедливость. А об этой борьбе говорило даже то, что властью против учёного, наряду с клеветой, несправедливыми обвинениями, подтасовкой фактов и другими изощрёнными приёмами научной недобросовестности, было брошено самое тяжёлое оружие, с помощью которого во все века и во всех народах расправлялись с истинными творцами и праведниками – уголовное право, тюрьма, и … беспамятство соотечественников.

Но и методы несправедливого бериевского следствия, и нравственные страдания в тюрьмах и лагерях, и долгие годы ссылки и скитаний – всё принял, прочувствовал и вынес этот бесстрашный и поистине титанической воли человек. Не выдержал лишь одного: предательства окружающих и полного забвения в научных кругах. В течение многих десятилетий имя учёного оставалось в тени, о нём и его выдающихся открытиях мало кто знал, писать о нём не дозволялось, внедрять в научный оборот и практику его открытия вообще запрещалось под страхом судебной ответственности, а сохранить наследие ученого удалось лишь истинным ценителям, ученикам и незначительному числу энтузиастов, да и то лишь малыми крохами.

Только после опубликования в нашей стране большого биографического труда о Чижевском, написанного его достойным и верным учеником профессором В.Н.Ягодинским, да моей, быстро разошедшейся по стране, книги «А.Л.Чижевский, или Тайны великого наследия. Загадки и версии, связанные с наследием великого учёного», мрачный занавес, который был опущен перед именем Чижевского, немного приоткрылся, и в прессу хлынули десятки и сотни различных статей об учёном, его труды стали достоянием миллионов и миллионов граждан России и других стран.

К великому сожалению, много уже безвозвратно потеряно, судебные инстанции «перекрыли кислород» в производстве его «волшебной люстры», пропали некоторые архивы, а иные ныне обнаруживаются уже за рубежом нашей страны. Хотелось бы к юбилею учёного продолжить повествование о нём и хотя бы вкратце рассказать об Александре Леонидовиче тем, кто ещё никогда не слышал этого имени и не читал его научных трудов и стихотворений, кто не видел живописных полотен и никогда не бывал в музее Александра Леонидовича в Калуге.

Итак, всего лишь несколько строк:

Годы жизни

Чижевский Александр Леонидович родился 26.01. (7.02.) 1897 года в посаде Цехановец, (бывш. Гродненская губ.) ныне Белостокское Воеводство, Республика Польша – умер 20.12.1964 года в Москве. Выдающийся советский учёный, биофизик, мыслитель, основоположник гелиобиологии, космической медицины, аэроионификации, электродинамики крови, поэт, художник, музыкант, русский философ-космист.

Откуда родом?

Чижевский принадлежит к древнему польскому дворянскому роду, его прадед – сподвижник Суворова в знаменитом Итальянском походе, впоследствии генерал-майор русской армии. Чижевский А.Л. родился в семье русского офицера-артиллериста, а в последующем генерала, первого руководителя Курсов красных командиров, конструктора и изобретателя Чижевского Леонида Васильевича. После Октябрьской революции генерал перешел на сторону Советской власти и работал в творческом содружестве по созданию нового вооружения вместе со знаменитым русским конструктором оружия Ф.В. Токаревым. Мать Чижевского – Надежда Александровна, урожденная Невиандт, являлась потомком древнего дворянского рода инженера-голландца, приехавшего в Россию еще при Петре I.

Много героев и патриотов для России дала дворянская династия Чижевских. Ближайшим родственником Чижевским был герой Севастополя адмирал П.С. Нахимов. Да и сам Александр Леонидович был настоящим героем-фронтовиком. В Первую мировую войну он добровольцем участвовал в военных действиях на Галицком фронте. И также, как и его отец, был награжден Георгиевским крестом. После ранения и контузии Чижевский вернулся к научной деятельности. Близкими по духу, любви к Отчизне и российскому народу были для Чижевских очень многие представители русской культуры, искусства, науки, армии.

Окружение

Свободомыслие, независимость и нестандартность мышления разделяли с Чижевскими такие выдающиеся люди прошлой эпохи как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, В.Л. Дуров, М.А.Шолохов и многие другие. Труды Чижевского находили одобрение и поддержку у таких титанов русской культуры и науки как А.Н. Толстой, академики братья С.И. и Н.И. Вавиловы, П.П. Лазарев, А.В. Леонтович, нарком здравоохранения Н.А.Семашко.

Чижевского знали и очень ценили Ленин, Сталин, Луначарский и другие партийные и политические деятели нашей страны. Как говорил сам Александр Леонидович, к большой науке его приобщили университетские профессора А.И. Успенский, Н.Н. Любавский (ученик В.О. Ключевского, ректор Московского университета в 1911-1917 гг), М.А. Мензбир (академик-зоолог, ректор МГУ в 1917-1919 гг)….

Образование

Александр закончил Московский археологический институт, также учился на естественно-математическом и медицинском факультетах МГУ. Кроме того, закончил два зарубежных ВУЗа. По окончании учебы в архивном институте и МГУ он стал активно заниматься научной деятельностью в институте биологической физики. Являлся главным экспертом по вопросам медицины и биологии в Ассоциации изобретателей, затем в лаборатории зоопсихологии Главнауки совместно с В.Л. Дуровым. Преподавал в МГУ.

Сфера научных интересов ученого формировалась на стыках естественных и гуманитарных наук и простиралась далеко за пределы земного пространства. В 21 год он уже доктор исторических наук, в 24 года – профессор. Знал несколько иностранных языков, в мире искусства был признанным поэтом, живописцем, музыкантом.

Работы Чижевского «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса», «Физические факторы исторического процесса», «Эпидемиологические катастрофы и периодическая деятельность солнца», «Электрические и магнитные свойства эритроцитов», «Теория гелиотараксии», «Аэроионофикация в народном хозяйстве», «Структурный анализ движущейся крови» и множество других получили мировую известность и признание новизной взглядов и непреходящей практической ценностью. Он является изобретателем авиационного антиобледенителя.

Кроме того, Александр Леонидович признанный создатель «Электроэффлювиальной люстры» (ныне называемой «Люстрой Чижевского»), которой пользуется в лечебных и профилактических целях весь цивилизованный мир. Многочисленные заводы рубежных стран производят сегодня такие «люстры»-ионизаторы с целью облегчения человеческого существования в условиях повышенной электромагнитной напряженности и ухудшенной экологии обитания.

Космос и Циолковский

Ещё будучи учеником выпускного класса реального училища Шахмогонова, А.Л.Чижевский испытывал огромное влияние выдающегося русского философа-космиста и основоположника космонавтики К.Э. Циолковского, связь с которым продолжалась до самой смерти гениального калужанина, который, как известно, был ярым сторонником идей известного русского философа Н.Ф. Федорова. Не случайно и сам Чижевский, и все сторонники и продолжатели его наследия также склонны к философии, особенно, к философии русского космизма.

Вместе с К.Э. Циолковским Александр Леонидович изучал тайны космоса и вселенной. В 1923 году вместе со своим отцом-ученым Чижевский А.Л. активно вступился перед мировым сообществом за К.Э.Циолковского, обосновав его первенство в исследованиях по ракетоплаванию, а не немецкого учёного Германа Оберта, который выдвигал свой приоритет в этих исследованиях.

Чижевский помог переиздать статью Циолковского об этом, написанную тем еще в 1903 году, и разослал её 250 ведущим ученым мира, чем закрепил приоритет русского учёного и соответственно нашей науки. И ещё раз заступником Циолковского Чижевский выступил, когда некоторые сторонники профессора Н.Е.Жуковского (Ветчинкин и другие), пытаясь умалить роль К.Э.Циолковского в исследовании космического пространства, выдвинули на авансцену некоего Кондратюка (Шаргея). На этот раз Чижевский в острой научной дискуссии отстоял авторитет своего друга уже перед своими, российскими учёными.

В 1938 году А.Л.Чижевский открыл новый вид биологически активных излучений (М-лучи) и доказал, что при определенных элек­трических процессах на поверхности Солнца, они способны максимально под­нимать кривую смертности. В первую очередь они губи­тельно влияют на агонизиющих, на больных, страдающих бо­лезнями нервной и сердечно-сосудистой системы,— артерио­склерозом и миодегенерацией сердца, на людей, переживающих кризис инфекции, на слабых стариков и пр. В то же время проф. Чижевский предложил блестящий практический выход: он изобрел способ защиты больных от действия «М-лучей». Эти работы проф. Чижевского были молниеносно подхва­чены во многих странах. Например, во Франции проф. Т. Дюлль и проф. Б.Дюлль организовали даже специальный институт для их всестороннего изучения и достигли замечательных результатов.

Пытливый ум ученого раздвинул многочисленные горизонты непознанного окружающего нас мирового пространства. Он изучил и опытным путем доказал положительное влияние на живые организмы отрицательных ионов воздуха. Он организовал лабораторию ионификации и разработал перспективное научно-техническое направление в этой области. Чижевский является открывателем эффекта предварительной реакции бактерий на возмущение солнечных и земных связей (эффект Чижевского-Вельховера).

Он одним из первых рассмотрел природу живого организма во взаимосвязи с физикой микромира, биофизикой, космическим естествознанием. Он - признанный автор других многочисленных открытий и новаций в российской науке. Предначертанный судьбой путь учёного был освещен не только славой предков, он определялся также хорошим воспитанием, большой начитанностью, глубоким внутренним содержанием этого человека, его гуманизмом и пассионарностью.

На стыках наук

Ну и, конечно же, сюда следует добавить разностороннее образование Александра Леонидовича. Ведь он соединил в себе глубочайшие познания истории, биологии, физики, математики, астрономии, геологии, медицины и многих других гуманитарных и естественных наук.

Высокая эрудированность и энциклопедическая разносторонность способствовали нестандартным подходам к осмыслению окружающего мира, освоению таких его сфер, которые находятся на стыках разных наук, к которым никто другой ранее не прикасался в силу научной специализации в своих областях.

При множестве положительных моментов в той или иной специализации, подобная методика специализации таит в себе самый главный и самый решающий недостаток: ученые узкого направления в науке лишены возможности синтезировать научные знания в «пограничных областях». Его смелые нестандартные идеи намного обогнали время и оказались нужными лишь по истечении почти восьмидесяти лет, оставаясь всё это время в забвении.

Новые козни

Начавшееся в конце 80-х годов XX столетия, благодаря поддержке и энтузиазму академика РАЕН Тихонова В.П., производство Люстры Чижевского и возрождение её значения в российской науке, в медицине и народном хозяйстве в начале 90-х годов было прекращено в силу новых козней и судебных нападок, обрушившихся уже не на самого Чижевского, которого к тому времени не было в живых, а на его последователей и продолжателей его дела. Длительное время имя учёного по воле некоторых кругов, присвоивших его наследие и труды, использовалось только в интересах этих самых кругов, а упоминание открытий учёного, как указано выше, находилось в запрете.

По клеветническому доносу злопыхателей и завистников Чижевский ещё в тридцатых годах был снят со всех должностей, ошельмован научным сообществом, арестован как враг народа и в 1942 году осуждён на 8 лет лагерей и 8 лет ссылки. Находясь в заключении, Чижевский работал по особым заданиям руководства в сфере реализации атомного проекта, изобрёл особо прочную марку бетона для Семипалатинского полигона; в сверхсекретном Спассклаге занимался исследованием крови облучённых во время испытаний атомной бомбы людей.

Однако тюрьма и ссылка подорвали собственное здоровье учёного. После освобождения из ссылки он вернулся в Москву, в 1958 году частично реабилитирован, полная реабилитация произошла уже после смерти учёного в 1964 году. Похоронен Чижевский в Москве на Пятницком кладбище.

Мировое признание

На фоне и ныне ещё не повсеместного признания заслуг ученого и продолжающегося в большей части замалчивания его открытий в нашей стране мировая наука, крупнейшие научные авторитеты планеты и общественность мира еще при его жизни признали в Чижевском гения XX века. Он избирался в почетные члены более 30 академий и научных обществ, университетов и институтов всего мира.

Чижевский являлся действительным членом Тулонской Академии Наук, Международной Биокосмической Ассоциации, Королевского Медицинского Общества в Антверпене, Французского Общества Энерготерапии и Радиологии и других обществ и академий, был членом-корреспондентом Колумбийской Академии Наук, Парижского Медицинского Общества и многих других государственных и общественных институтов и научных обществ.

На Первом Международном Конгрессе по биофизике и космической биологии в сентябре 1939 г. в Нью-Йорке его единогласно (хотя и заочно) избрали Почетным президентом конгресса. На этом же конгрессе группой выдающихся ученых мира из всего международного научного сообщества как признанный ученый, изобретатель, поэт, философ и художник Александр Леонидович удостоился титула «Леонардо да Винчи XX века». Там же он был выдвинут к присуждению ему Нобелевской премии в области биологии. Но получить в те годы Нобелевскую премию значило подписать себе приговор. А потому премирование не состоялось.

Чижевский избирался также в почетные и действительные члены IX Международного Психологического Конгресса в США, I Международного Конгресса электрорадиологии в Венеции, VIII Международного Конгресса гидрологии, климатологии и медицинской геологии в Лиссабоне и ряда других конгрессов. Его приглашали к сотрудничеству в Международной энциклопедии по медицинской и биологической климатологии, издаваемой Медицинским факультетом Лондонского университета. Он был избран почетным профессором Колумбийского университета, почетным членом Оргкомитета по организации Международного Оргконгресса по ионизации воздуха, проводимого в США.

В Меморандуме указанного Конгресса говорилось: «В лице профессора Чижевского мы бесспорно имеем одного из гениальных натуралистов всех времен и народов, который достоин занять почетное место в Пантеоне человеческой мысли, наравне с великими представителями естествознания…Для полноты характеристики этого знаменитого человека нам остаётся еще добавить, что он, как это видно из широко известных его биографий, написанных проф. Лесбергом, проф. Реньо и проф. Понтани, является также выдающимся художником и утонченным поэтом – философом, олицетворяя для нас, живущих в XX веке, монументальную личность да Винчи».

Во Франции в Сорбонне в связи с открытиями в области ионификации А.Л.Чижевскому был установлен барельеф среди других крупнейших ученых мира. В Советском же Союзе открытия Чижевского никого не интересовали так как, по словам академика О.Ю.Шмидта, они были «преждевременными. В признание заслуг Чижевского в главном холле названного выше института в Сорбонне и до сегодняшних дней стоит бюст ученого, напоминая каждому о его роли в открытых им природных процессах и стремлении ученого поставить их на службу человечеству в борьбе со смертью.

В столице Польши Варшаве одна из улиц города носит название Чижевского. В гор. Калуге, по месту жительства и учёбы Чижевского в детстве и юности имеется небольшой музей и ему установлен памятник. В Москве же, где трудился учёный и создавал свои научные и культурные шедевры, как и в других городах России, памятных мест, связанных с его именем, нет. Но хочется надеяться, что, может быть, и в нашей стране настанет такое время, когда имя профессора А.Л.Чижевского зазвучит не только в научных кулуарах и студенческих конференциях, а повсеместно, а его достижениями и открытиями станет пользоваться весь наш народ.

Автор статьи. –

лауреат премии им. А.Л.Чижевского,

д.ю.н., проф. В.И.Сергеев.